С чего начинается физика?
Однажды приходит время, о котором мы с содроганием и восторгом говорим: «Ребенок просто замучил меня вопросами!» От того, что мы со своей стороны сумеем противопоставить натиску новоявленного «почемучки», во многом зависит, получится ли из него человек, способный творчески и самостоятельно мыслить, систематизировать полученные знания и анализировать факты.
Во-первых, как бы ни было тяжело, не стоит оставлять без внимания бесконечные «отчего?» и «почему?» малыша. Постарайтесь терпеливо и доступно отвечать на его многочисленные вопросы. Запаситесь книжками с описаниями простейших физических опытов. Это может быть «Занимательная физика» Я. И. Перельмана, «Физика для малышей» Л. Л. Сикорука, «Разговоры по утрам, или Физика для малышей» А. Н. Кузнецова и многие другие. Постарайтесь в банальных предметах и бытовых ситуациях увидеть физические явления и доходчиво объяснить малышу, отчего и почему так происходит. Ванная и кухня могут стать прекрасными плацдармами для ваших игр-экспериментов. Расскажите ребенку о трех состояниях вещества. Готовите макароны или включаете чайник — понаблюдайте, как вода начнет кипеть, и над кастрюлькой возникнет облачко пара. Строго говоря, то, что мы видим — вовсе не пар (водяной пар прозрачен), а сконденсировавшиеся из него при встрече с холодным воздухом капельки воды. Объясните малышу, что из таких же капелек состоят облака и туман. А теперь поставьте стакан на некоторое время в холодильник. Достаньте его и понаблюдайте, как на стенках начнут образовываться капельки. Это водяной пар, конденсируясь на холодном стекле, превращается в воду. Такие же капли образуются в ванной на трубах с холодной водой, из-за этого же явления запотевают изнутри окна папиного автомобиля... Третье состояние воды — лед. Одно из интереснейших свойств воды заключается в том, что это — единственное в природе вещество, которое в твердом состоянии занимает больший объем, чем в жидком. В морозный зимний день поставьте на балкон открытую банку или пластиковую бутылку, доверху заполненную холодной водой. Результат сможете наблюдать уже на следующий день. Еще один очень показательный опыт: киньте в стакан кубик льда, наполните его водой до краев. Когда лед растает, уровень воды практически не изменится, хотя стакан был полон. Заодно можно рассказать юному натуралисту о круговороте воды в природе. О том, как снег тает, превращаясь в воду. Из луж, рек, озер и морей вода испаряется. А высоко-высоко, где очень холодно, конденсируется в облака и снова выпадает на землю в виде дождя или снега. Обычная пластмассовая расческа в умелых руках превращается в прекрасный инструмент для экспериментатора. Нарежем бумагу на мелкие кусочки. Расчешем расческой сухие волосы (или потрем ее о меховую шапку) и поднесем ее к кусочкам бумаги — бумага притянется к пластмассе. Мы столкнулись с явлением электризации. Расскажите малышу о маленьких электрончиках, об электричестве, а заодно и об электрическом токе, который бежит по проводам к розетке и больно кусается. Вспомните также об электрическом скате, не забудьте про молнию. Надуйте два воздушных шарика. Наэлектризовав их газетой, повесьте недалеко друг от друга на длинных нитях. Шарики будут взаимно отталкиваться. Повторите тот же опыт, но на этот раз электризуйте один шарик по-прежнему о газету, а другой — о кусок шерстяной ткани. Шарики притянутся друг к другу. Если мы положим оба шарика на стол и покатим один из них, то второй последует за первым. Можно объяснить, что в первом случае шарики были заряжены одинаково, а во втором — по-разному. Ребенку постарше расскажите, что электризация трущихся тел объясняется переходом части электронов от одного тела к другому, в результате чего тела заряжаются разноименно. Поэтому тела, наэлектризованные трением друг о друга, всегда притягиваются (вспомните, как липнет к ногам наэлектризованная юбка, если нет возможности воспользоваться антистатиком). Аналогичные опыты можно проделать и в рамках ознакомления с магнитостатикой. Возьмем самые обыкновенные магнитные шахматы. Водя под игральной доской магнитом от одной из фигур, заставим «танцевать» другие. Обязательно дайте малышу на ощупь испытать, что же такое одинаковая и разная полярности магнитов. Покажите, как магнит притягивает стальные предметы, поэкспериментируйте с другими материалами. Обратите внимание ребенка на то, что после тесного «общения» с магнитом стальные предметы и сами намагничиваются. Покажите, как ножницы притягивают иголки и булавки после того, как вдоль лезвия провели магнитом. На улице поиграем в радистку Кэт. Для этого нам понадобится пара спичечных коробков, одна спичка, разломанная пополам, иголка, толстая нитка. Берем одну из коробочек, прокалываем ее иголкой с ниткой так, чтобы короткий конец оказался внутри. Привязываем к этому концу полспички, натягиваем так, чтобы получился «наушник» (он же «микрофон») нашего «телефона» с выходящим из него «проводом». Отматываем необходимую длину нитки и проделываем то же самое со вторым концом. А теперь: «Алекс, Алекс, я — Юстас» — при натянутой нити этот нехитрый прибор будет передавать звук на многие метры. Постарайтесь вспомнить, что такое поверхностное натяжение, явления смачивания и несмачивания. Понаблюдайте, как ведет себя капля воды на чистой поверхности стола, а затем на жирной. Бросьте в стакан с водой иголку, убедитесь, что она пошла ко дну. А теперь возьмите такую же иголку и аккуратно положите ее на воду с помощью вилки или кусочка тонкой бумаги. Проще всего повысить «плавучесть» иголки, смазав ее маслом. Используя магнит, можно управлять движением иглы. Именно так скользят по поверхности пруда водомерки. Вырежьте из кусочка картона или тонкой фанеры рыбку. В середине сделайте отверстие, а от него — узкий продольный разрез к концу хвоста. Вместо рыбки можно сделать кораблик. Осторожно, чтобы наружная сторона оставалась сухой, положите поделку на поверхность воды. Капните в отверстие немного масла. Масло, стремясь растечься по поверхности воды, найдет единственный выход и потечет по разрезу к хвосту. В силу отдачи рыбка (кораблик) поплывет в противоположную сторону. Еще один опыт, который обязательно понравится малышу. Налейте в широкую миску воды и бросьте туда 8-10 половинок спичек. Прикоснитесь к поверхности воды кусочком сахара. «Спички-сластены» начнут собираться вокруг сахара. А теперь проделайте такой же опыт с мылом. Спички «разбегутся» в разные стороны. Кусок сахара, которым мы прикоснулись к поверхности, начинает поглощать воду, возникающий слабый поток собирает спички. Когда же мы опускаем в центр мыло, которое ослабляет поверхностное натяжение, более сильное поверхностное натяжение у краев миски раздвигает спички в разные стороны. И, наконец, эксперимент, который окажется неожиданным не столько для детей, сколько для их родителей. В качестве спецэффекта перед началом эксперимента можно показать малышу, как горит бумага, соприкоснувшись с открытым пламенем. Далее вырежем круг из плотной пергаментной бумаги. Соберем его края так, чтобы получить конусообразный сосуд. Надежно закрепим на проволочной петле. А теперь нальем в получившуюся «кастрюлю» воды и вскипятим ее ко всеобщему изумлению. Можно даже сварить в такой бумажной кастрюле яйцо. Как известно, в открытом сосуде вода может быть нагрета только до температуры кипения (100 оС). Обладая большой теплоемкостью, нагреваемая вода поглощает избыток теплоты бумаги и не дает ей нагреться заметно выше 100 оС, то есть так, чтобы она могла воспламениться.
Можно бесконечно описывать нехитрые эксперименты, способные дать ребенку представление о многообразии физических явлений. Являясь прекрасным подспорьем в общем гармоничном развитии малыша, подобные опыты также помогут разнообразить игры с ребенком, даря вам и ему незабываемые минуты радости от совместного общения и познания окружающего мира.
|